Музей

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мечётская средняя общеобразовательная школа





Районный этап областной Акции «Музей и дети»


Конкурс: Музейный урок в школьном музее по учебным предметам в рамках общеобразовательных программ.






Тема урока: Повседневная жизнь населения.








                                                                     Погорелова Татьяна Васильевна,

учитель истории и обществознания

                                                      Контактные телефоны:

                                                    моб.8 (919) 183-66-74

     










С.Мечётка 2021 г

      Данное занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Оно проводится в рамках изучения темы по истории в шестом  классе «Повседневная жизнь населения» с целью познакомить учащихся с жизнью русских крестьян, их трудом, жилищем и одеждой. Экспонаты музея: стол, ухват, кочерга, чугун, рубель, утюг, валёк, серп, коромысло, прялка, ткацкий стан, посуда,  одежда, которые используются как сопровождение изучаемого материала, вызывают у детей чувства удивления, побуждают их к активной творческой (познавательной) деятельности, к самостоятельным поискам информации. Представленный в музее материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний, повышает мотивацию учащихся к предмету. Занятие разделено на несколько этапов.

      На первом этапе происходит включение учащихся в работу, дается установка и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе с помощью  обыгрывания ситуации и отгадывания загадок, в

результате которой  дети включаются в интерактивную деятельность, а также расширяют свой словарный запас. Ученики сами определяют тему занятия. На этапе изучения нового они имеют возможность  пополнить свои знания. Задания с самопроверкой  дают возможность   оценить уровень усвоения учебного материала.  На этапе рефлексии происходит оценка деятельности учащихся, используется новый приём обобщения информации -синквейн. Предварительная подготовка учеников: работа с литературными источниками, словарями, поиск материалов о быте русских крестьян, поиск предметов старины, сохранившихся в семье.

Цель урока:

 познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси, дать понимание роли музеев в познании истории жизни и быта русского народа, научить пользоваться фондом музея и как источником пополнения знаний

Задачи:

 Образовательная:

познакомить с повседневной жизнью населения, познакомить обучающихся с предметами крестьянского труда и быта, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Коррекционная:

развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;

Воспитательная:

В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества. Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейной истории, к музейным памятникам, к традициям и культуре народа; показать важность и значение старинных музейных предметов для краеведения

 Оборудование: ноутбук, предметы быта , полотенца, женская одежда и т.д.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные УУД:

- проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы;

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- относить объекты к известным понятиям;

- выполнять универсальные логические действия.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействия в парах и группах.

Предметные результаты обучения:

- познакомить с назначением печи, названием основных старинных предметов и их назначением, названием одежды крестьян,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать бережное отношение к старинным предметам.

Ожидаемый результат.

В ходе урока обучающиеся должны знать: назначение печи, названия основных старинных предметов и их назначение, название одежды крестьян.

В ходе урока обучающиеся должны уметь: показать основные старинные предметы мебели и утвари; рассказать о быте крестьян, о крестьянской избе.





Ход урока

Учитель. Сегодня у нас  урок в школьном музее. Мы узнаем много интересного из истории русского быта, познакомимся с музейными предметами и как они использовались в старину. Совершим увлекательное путешествие в прошлое наших предков.

Организация начала занятия

Постановка учебных задач

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем его в музее нашей школы «История села». Посмотрите на экспонаты, которые вас окружают и попробуйте определить тему нашего занятия.

- Да, мы будем говорить о быте крестьян.

- А как вы понимаете слово «быт»?( Быт – это повседневная жизнь. )

-А кто такие крестьяне? (Крестьяне – это люди, живущие в деревне.)

Актуализация знаний

- Чтобы вы хотели узнать о быте?

-  Из чего состоит повседневная жизнь?

- С какой целью мы будем изучать эту тему?

В плане нашего занятия знакомство с устройством жилища, модой, питанием, с повседневными заботами наших предков и т.д

Изучение нового материала

- Вы сейчас сидите за столом.  

- А почему стол такой большой? ( Семья была большая) – демонстрация иллюстрации.

- За столом каждый член семьи знал свое место.

1. Хозяин дома сидел во главе стола под образами (так назывались иконы) – показ.

2. Старший сын по правую руку от отца, второй сын по левую руку. А как вы думаете почему?

3 Детей сажали на лавки  , а женщины ели сидя на приставных табуретках.

- Как вы думаете почему?(Происходит обыгрывание: дети делят роли и рассаживаются)

4 Хозяйка подавала кушанье (дети рассматривают посуду: деревянные ложки, чашку, кружку, самовар) . Как вы думаете, какое самое распространённое блюдо было в русской кухне ?

- Отгадайте загадки о продуктах, и тогда вы узнаете, что это было за блюдо.

1. Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

А копать под осень стали не одну нашли, а стаю. (Картошка)

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. (Капуста)

3. Над землёй - трава, под землёй алая голова. (Морковь)

4. Сто одёжек и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

( Лук)

- О каком блюде идёт речь?

-Что ещё можно положить в щи?(Зелень)

- Щи, сваренные без мяса, назывались пустыми. С мясом - богатыми.

- Чтобы щи получились наваристыми, их томили в ….(печи)

Главная часть крестьянской избы - это русская печь. Как вы думаете почему? Рассмотрите её. (на ноутбуке)  Печь использовали не только для приготовления пищи, но и для обогрева и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грибы, ягоды, подсушивали зерно. Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба.

Первичное закрепление знаний

- О печи есть загадка.

1.Мать толста, дочь красна, сын – сокол под небеса ушел.

(Печь). Объясните.

- Отгадайте другие загадки , покажите на выставке эти предметы и продемонстрируйте как ими пользоваться.

2.Черный конь скачет в огонь.(Кочерга).

Найдите её среди экспонатов.

3.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит, отдаёт, - сам в угол идёт. (Ухват). – Покажите его.

4. А что хватает ухват в печи?( Чугунок)

Учащимся раздаются иллюстрации, на которых изображены работающие крестьяне.

- Скажите, в чём одеты крестьяне. Внимательно рассмотрите одежду( экспонат) и опишите её .(Дети описывают крестьянскую одежду, лапти)

Большая часть жителей Древней Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы было удобно работать на земле, ухаживать за домашними животными.

Выполняется задание  на карточках: закончите предложения.

Мужчины носили…( штаны и рубаху-косоворотку). Пуговицы были …..(медные, костяные, деревянные). Их пришивали …(с левой) стороны высокого ворота рубахи. Карманов ….(не было). Рубаху подпоясывали кожаным ..(поясом) с пряжкой. На пояс вешали ключи. Зимой для тепла носили овчинный тулуп, лапти и шапку. Женщины сами ткали дома ткань, шили из нее длинные рубахи. Поверх рубахи надевали юбку, сарафан. Женщины очень любили украшения. Поэтому головные уборы украшали кольцами, бусинками. Такой головной убор называется "кокошник". Найдите его в экспозиции и опишите.

Учитель рассказывает о домашней работе женщины (дети рассматривают экспонаты: пряху, ткацкий станок, полотенце, сотканное из конопли в 1911 году, скатерти, половики, коромысло, рубель, валёк, утюг, люльку)

Дети участвуют в  ролевых играх(см.приложение).

Закрепление нового материала  

Учитель предлагает закрепить полученные знания и ответить на вопросы и задания

- Как складывалась повседневная жизнь населения?

 - Почему так важно знать о повседневной жизни населения Древней Руси?  

Обучающиеся высказывают своё мнение и свою собственную точку зрения на проблему

1.Задание

Карточки .  Соедините слова левого столбца со словами правого.

В левом столбце слова: рубаха, порты, сорочка, лапти, сарафан

кафтан , душегрея.В правом столбце – женская, мужская.

Перед выполнением задания проводится словарная работа со словами: порты, сорочка, лапти, кафтан, душегрея. Показ иллюстраций.

2. Задание: выберите и покажите только те предметы, которые могли находиться в доме крестьянина: сундуки, диван, стенка, лавки, кресло, стол, посудные полки, стул, тумбочка.

Рефлексия содержания учебного материала. Учитель предлагает обучающимся посмотреть на экран и продолжить фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Было трудно на уроке …

- Я научился …

- Я смог …

- Было интересно узнать что …

- Мне захотелось узнать …

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Домашнее задание (на выбор)

1. §11, составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)».

2. Используя полученные знания, составьте кроссворд

Список литературы

1. История России. Учебник для 6-го класса. Ч. 1.под редакцией академика РАН А.В. Торкунова - М.: Просвещение, 2019

2. Поурочные рекомендации – УМК по истории России для 6-го класса- М.: Просвещение, 2018

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

4.  А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999

5. Архив музея «История школы»



                                                                                                               


                                                                                           
















Приложение


.      

Фрагменты урока